Новости АЛИДИ

Руководители о компетенциях

Обучение Люди
О том, какой главный вопрос у предпринимателя, при чем тут занятия спортом и как «подсесть» на достижения, поговорили с Денисом Василюковым.

- Как ты можешь охарактеризовать главную черту предпринимателя?

- Предпринимательство в полной мере раскрывается в умении посмотреть на процесс с разных сторон и под разным ракурсом. Сверху, снизу, сбоку… Предлагать абсолютно новые идеи и попробовать их реализовать. Если мы будем делать, то же, что и делали, то получим такой же результат, как у нас и был.

- Это про творчество, способность генерировать идеи, искать новые пути. Как это сочетать с задачами управления проектами, приземлением на практику?

- Предприниматель постоянно задает вопрос «А что, если?». Главное, не уходить в крайности и не переусердствовать с «А почему бы нет?». Здесь важны оценка рисков и финансовая экспертиза – посмотреть, как мы можем безболезненно пойти в те или иные проекты и получить прибыль. Потому что наша главная цель – заработать для компании деньги.

Да, не всегда творчество и администрирование успешно сочетаются в одном человеке, но и большинство бизнесов формируются в партнерстве с кем-то – один партнер дополняет другого. Мы же, говоря о компетенции «предпринимательство», понимаем довольно сложную комплексную характеристику.

- Что еще важно для предпринимателя?

- Умение находить возможности, не пропускать ресурсы. На своем примере могу сказать, что, когда смотрю презентации чужих проектов, у меня в голове сразу рождается план, как это можно было бы реализовать по-другому.

Для предпринимателя важно увидеть в очевидном неочевидные пути реализации возможностей. И не отказываться от возможностей, даже если на них сейчас нет ресурса. Лучше сказать «да» и позже решить, как это сделать.

Ну и упорство, конечно, способность не сдаваться.

Выход из зоны комфорта – это тоже про предпринимательство. В корпорациях сотрудники зачастую «не голодные», не стремятся сделать больше и по-новому, на мой взгляд, привыкают работать в поставленных задачах, это затягивает, и сотрудники перестают видеть за пределами.

В любой торговой команде любого направления люди, как правило, работают в рамках своей личной мотивации. То есть они готовы где-то дать слабину, упустить предпринимательский дух и некий азарт в достижении цели взамен получения своего бонуса.

У меня в свое время были команды, которые сформулировали такой параметр как «KPI-независимый сотрудник» - это тот, кто бьется за достижение своих целей, не озираясь на свой KPI. Первое, что я спрашиваю, собирая команду – насколько вы готовы пожертвовать своим KPI для достижения более глобальных целей.

- Да, собственно, кто такой предприниматель в корпоративной среде?

- Внутренний предприниматель - полезная компетенция для любого сотрудника, она способна существенно повысить эффективность. Однако потребность в данной компетенций сотрудников есть не во всех компаниях, это зависит от задач бизнеса и от роли сотрудника. Работая в компании, где поощряется корпоративное предпринимательство, сотрудники развивают коммерческие навыки, пробуют себя в различных бизнес-ролях. Они получают большую степень автономности, учатся работать независимо и «без указки».

Опережая вопрос, почему это актуально и как это будет полезно для АЛИДИ, скажу, что сегодня уровень конкуренции между компаниями настолько высок, что требует регулярного переосмысления стратегии. Бизнес в современных реалиях должен быстро распознавать тренды рынка и меняться в соответствии с ними так же быстро и безоговорочно. Без этого компания не может оставаться на плаву, ее нишу займут более расторопные конкуренты.

- Как к рискам и ошибкам относятся в корпоративной среде, в которой хотят развивать дух предпринимательства?

- В корпоративном бизнесе риск, конечно, не всегда оценивается корректно. Потому что деньги в рисках не твои собственные. В своем бизнесе ты можешь рисковать ровно до того момента, пока у тебя есть деньги. Пока ты готов с ними расставаться, как в казино.

Надо относиться к любому делу как к своему собственному. Если пришел работать в компанию, люби то, что ты делаешь и неси за это ответственность.

Если компания дает тебе карт-бланш потратить некоторую сумму на тест гипотез, то это отличный инструмент сделать что-то прорывное.

Это прямая зависимость – делаешь не так, как написано в инструкции, а так, как считаешь будет максимально эффективным, и тогда берёшь на себя полную ответственность за достижение результата, либо за риски, которые понесет компания.

- Про ценность ошибок в предпринимательстве много говорят.

- Я опираюсь на свой принцип: «Лучше жалеть о том, что не получилось, чем жалеть о том, что не попробовал». В рамках этой позиции: неудача – это просто перевернутая страница и колоссальный опыт. Закрыл один проект и пошел в новый проект с полученными знаниями.

Но, во-первых, помним про умение прогнозировать риски и разумное планирование. Во-вторых, от тотальной неудачи должно спасти умение быстро и четко оценивать ситуацию и вовремя выходить из рискованной игры.

- В корпоративной среде кто определяет границы риска?

- Руководитель. Руководитель должен быть зонтиком от «марсианского дождя» для своей команды, создавать условия, при которых команда может спокойно и эффективно генерировать крутые идеи, реализовывать цели, быть быстрее, чем другие.

Задача руководителя – собрать эту команду и «накрыть», чтобы внешние раздражители на них не действовали. Руководитель оценивает риски и принимает решения.

- Что такой руководитель ждет от своей команды?

- Способность выходить за рамки, мыслить нестандартно и смотреть шире. Важно уметь остановиться и подумать. Попробуйте забукировать один день в календаре и подумайте, что можно делать в своей работе по-другому, чтобы получить другой результат.

Люди порой не поднимают глаз от ПК и не вылезают из zoom. Но чтобы сделать что-то действительно значимое, выйти из рутины, нужно время на вдумчивые размышления и творчество, построение плана действий.

- Такие понятия в предпринимательстве как выявление потребностей и генерация ценности, они ко всем сферам применимы?

- Принципы предпринимательства универсальны, и неважно, какой клиент – внешний или внутренний. Но думать шаблоном «потребность – ценность – продажа» неправильно. Идея в том, чтобы мыслить как предприниматель каждую минуту своей жизни. Дух предпринимательства – в особой энергии достижений.

- Каков твой драйвер?

-Однозначно – достижение целей и четких финансовых результатов. Новая роль — новые возможности.

- Всем ли дано быть предпринимателями? Можно ли этому научиться?

- Можно научить того, кто хочет. Быть предпринимателем – не значит продавать товары параллельно с основной работой. Предпринимательство – это некое видение. Скорее стиль жизни, чем путь на Wildberries

Я считаю, что компетенцию предпринимательства можно развивать в любом человеке, и когда он ее разовьет, он уже не сможет остановиться.

- Что нужно сделать, чтобы развить в себе предпринимателя?

- В первую очередь, окружить себя средой, в которой ты хочешь развиваться и быть успешным. Если ты хочешь быть предпринимателем, то должен общаться в кругу предпринимателей: чувствовать, чем они дышат, как говорят, как думают. Правильное окружение – самый главный актив.

Не бояться быть первым, чтобы сделать что-то первым и не относиться ни к какой цели как слишком большой. Все ограничения – только в наших мыслях.

- Что можешь посоветовать коллегам? Что почитать, на чем сделать акцент в саморазвитии?

- Не зацикливайтесь на бизнес-литературе. Из делового, пожалуй, наиболее в тему «К черту все! Берись и делай» Ричарда Брендсона. В остальном просто читайте: подчеркивайте интересные мысли, подходы, фундаментальные ценности.

Надо быть открытым ко всему новому. Не отвергать любые знания и любую информацию. Плохая манера – отказываться от обучения и новых знаний. Свободных гигабайт памяти в нашем мозгу хватит, не стоит переживать, что голова забьется не тем.

Занимайтесь спортом, это даст вам энергию и дисциплину. И оставайтесь позитивными!
Made on
Tilda